вторник, 24 декабря 2013 г.

Играем с блоками Дьенеша

Когда начать:
Можно в и 1 год - знакомство с фигурами, основными цветами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий" (только убрать все маленькие).
С Никитой я бы начала с ними заниматься полноценно с 2-2,5, но появились они у нас ближе к 2г 10мес.

Знакомство мы начали так:
Появилась у нас новая "игрушка", а именно "дом с жителями". Коробочка с блоками очень удобная, у каждой фигуры есть своем место.
Выложив все фигуры на стол, мы начали с ними знакомство: 5 семей - квадратные, круглые, прямоугольные, шестиугольные, треугольные; 3х национальностей (или рас) - красные, синий, желтые (можно подобрать: русские, африканцы, американцы, например, или желтокожие, темнокожие, краснокожие); в каждой семье есть папа (большая толстая фигура), мама ( большая тонкая), сынок (маленький толстый) и доченька (маленькая тонкая).
Играя в семьи (кто-то с кем-то пошел гулять и встретил кого-то из другой семьи и т.п.) Никита запомнил какие фигуры есть и чем они отличаются друг от друга.

Следующим этапом знакомства было определение фигуры на ощупь:
Никита закрывал глаза, я ему давала любую фигуру и он, ощупывая ее, говорил - "это папа", например (значит большая толстая) или "дочка" (маленькая тонкая).
Потом я добавляла: "не синяя и не красная". Он подытоживал: "желтая дочка и семьи треугольников".

Игры.
(Прежде, чем начинать игру, нужно подумать и определить основные увлечения малыша: кто-то любит животных, кто-то машины, рыцарей, пожарных, принцесс и т.д, и отталкиваясь от этого, придумывать задания игр. У нас было с этим просто - сынок достаточно легко и внимательно принимал новую игрушку и правила игры, поэтому я и не придумывала ничего особенного). Главное правило - не настаивать и не заставлять, чтобы не отбить желание играть. Мы начали так:

1) Первая наша игра была "угадай фигуру". Я прятала любую фигуру на спину, он задавал вопросы, а я отвечала только "да" или "нет".
Это треугольник? Нет. Это Квадрат? Да.
Он желтый? нет. Красный? Нет. Синий? да.
Он маленький? Да.
Он толстый? Нет.
После угадывания всех признаков, он называл полностью: это синий тонкий маленький квадрат.

2) "Фокус". Выложить одну любую фигуру (описать ее), затем рядом положить вторую, которая отличается только по одному признаку и спросить, что изменилось. Усложнить можно так: выкладывая вторую фигуру - первую закрывать рукой.

3) "Строим мост". Например, от одной игрушки к другой или для машинки, которая хочет проехать через реку.
"Построить" мостик нужно "соблюдая технологию соединения строительных блоков". Несколько вариантов сложности:
- чтобы блоки не повторялись по цвету/фигуре/размеру (один признак);
- чтобы блоки не повторялись по цвету и толщине/цвету и фигуре/фигуре и размеру и т.д.

4) "Ресторан". Посетители заказывают по меню (по специальным схемам) "блюдо". Вариантов несколько. Мы играем так:
Каждой игрушке разложить по 3 схемы. Подобрать по схемам 1 блок - блюдо (можно придумать название).
Схемы:



5) "Гости". Пришли гости и мы их угощаем пирожными. Каждому гостю раздать по схеме и приготовить.
Схемы:
*Эти схемы можно использовать и в игре "Ресторан".


Как только я увидела, что Никита стал хорошо ориентироваться в фигурах, я начала усложнять:

6) Играем "в карты":
Играем из общей кучки фигур (для начала можно играть только большими или просто взять половину от всех фигур). Я кладу любую фигуру, например, большой толстый синий круг, и говорю: измени ее по цвету. Он кладет такую же фигуру, только другого цвета. Если правильно - забирает обе фигуры себе, если неправильно - я забираю обе себе.  Следующий ход его, точно также - кладет любую фигуру и просит изменить ее по одному признаку. Если нет уже подходящей фигуры - откладываем в сторону. У кого больше фигур, тот и выиграл.

7) Домино или паутина:
Первый кладет любую фигуру, второй кладет рядом фигуру, которая отличается только по одному признаку. И так далее по очереди. Фигуры можно класть рядом в любом направлении:


 Большое количество игр можно найти в книге Логика и математика для дошкольников

Комментариев нет:

Отправить комментарий